История древнерусского искусства (Х - ХVII)
Кому интересен курс
01Студентам
Онлайн-курс станет хорошим дополнением к основной программе истории древнерусского искусства.
02Преподавателям
Познакомитесь с опытом ведущего специалиста в данной области.
03Интересующимся христианским искусством
Погрузитесь в увлекательный и содержательный обзор древнерусского церковного искусства.
Начать обучение

Программа курса
1. Введение. Периодизация и история изучения древнерусского искусства
Понятие искусства средневековой Руси или древнерусского искусства. Место Древней Руси в мировой христианской цивилизации. Хронологические границы русского Средневековья. Основные исторические периоды развития русского средневекового искусства. Восточнохристианские основы русской средневековой культуры и своеобразие древнерусского искусства. Произведения древнерусского зодчества и изобразительного искусства как проводник форм классической культуры и византийской иконографии. Синтез искусств в культуре средневековой Руси. Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. и включение Древнерусского государства в круг стран Византийского содружества. Летописное предание «об испытании вер». Кирилло-мефодиевская миссия и Русь. Переводная и оригинальная древнерусская литература XI в. и византийское учение об образе и храме. «Повесть временных лет». «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Возникновение зодчества на Руси и восприятие языка византийского искусства. Строительство князя Владимира. Десятинная церковь в Киеве (989-996). Строительство Мстислава Владимировича и Ярослава Мудрого. Своеобразие русских крестовокупольных храмов конца X – первой половины XI вв. (масштабы, хоры, многоглавие, техника кладки).
2. Изобразительное искусство середины XI в.
Монументальная живопись. Мозаики и фрески Софийского Киевского собора. Проблема датировки. Понятие архитектоничности. Программа росписи и стиль (алтарь, наос, хоры, лестничные башни). Роспись Софийского собора и византийская система храмовой декорации. Своеобразие внутреннего декора древнерусских храмов. Отражение в программе росписи посвящения храма и его приделов. Влияние росписи киевского Софийского собора на последующую традицию древнерусских храмовых росписей и иконописи. Софийский собор в Новгороде. Сходство и отличие от Киевского собора. История строительства и росписей. Изображение свв. Константина и Елены. Древнейшие иконы (Свв. Апостолы Петр и Павел, св. Георгий). Типология и стиль. Место и роль иконы в храме. Проблема реконструкции первоначальной алтарной преграды.
3. Архитектура и изобразительное искусство второй половины XI - первой половины XII в.
Киевская Русь периода Ярославичей. Любечский съезд князей (1097). Владимир Мономах. О характере русской образованности в XI-XII вв. Киевское зодчество второй половины XI- начала XII вв. Михайловский собор Выдубицкого монастыря (1070-1088), Успенский собор (1073-1077) и Троицкая надвратная церковь (1106) Киево-Печерской лавры, церковь архангела Михаила Златоверхая (1108-1113) Михайловского (Дмитриевского) монастыря, церковь Спаса на Берестове (начало XII в.). Типология, хоры, закомарное покрытие, художественные принципы оформления фасадов. Киево-Печерский патерик о строительстве Успенской церкви. Константинопольская традиция и формирование типа соборного храма. Новгородское зодчество первой трети XII в. Влияние киевской архитектурной школы. Княжеская строительная артель. Мастер Петр. Церковь Благовещения на Городище (1103) по данным археологии, Николо-Дворищенский собор (1113), Рождественский собор Антониева монастыря (1117), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119). Монументальная живопись Киева и Новгорода второй половины XI в. - первой трети XII в. Мозаики и фрески Михайловского.. Златоверхого собора, фрески церкви Спаса на Берестове. Росписи Новгородского Софийского собора. Фрески Никольского собора, Георгиевского собора Юрьева монастыря, собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Особенности стиля и его истоки. Иконы начала XII в. (Устюжское Благовещение, Св. Георгий в рост). Миниатюры рукописей. Изборник Святослава (1073), Молитвенник Гертруды (1078-1086), Мстиславово Евангелие (1117). Проблема византийских и невизантийских источников стиля. Принципы украшения древнерусской рукописной книги. Древнерусская книжная миниатюра. Остромирово Евангелие (1056-1057): портреты Евангелистов, инициалы.
4. Искусство периода полицентричности Древней Руси. Вторая половина XII - первая треть XIII вв. (до монгольского нашествия)
Угасание значения Киева в XII в. Политическая обстановка на Руси после смерти Владимира Мономаха и ее влияние на развитие искусства. Полицентричность Древнерусского государства во второй половине XII – первой трети XIII века. Понятие земель и княжеств. Формирование местных архитектурных школ. Успенский собор Елецкого монастыря (1113?) и Борисоглебский собор (1120-1123) в Чернигове – особенности черниговского зодчества и его значение для русской архитектуры XII-XIII вв. Кирилловская церковь (1140-е) в Киеве. Собор Петра и Павла (1146) в Смоленске. Успенский собор (1156-1160) во Владимире-Волынском. Элементы романской архитектуры в русском зодчестве XII в. Формирование типологии столпообразного храма. Спасский собор Евфросиниева монастыря (1150-е) в Полоцке. Церковь св. Василия в Овруче (1190-е), церковь Архангела Михаила (Свирская) (1180-1197) в Смоленске, церковь Параскевы Пятницы (конец XII-начало XIII вв.) в Чернигове. Монументальная живопись Киева, Чернигова, Полоцка и Смоленска второй половины XII в. и позднекомниновский стиль (Спасский собор Евфросиниева монастыря в Полоцке, Кирилловская церковь в Киеве). Роспись кельи св. Евфросинии (XIII в.). Живопись Галицко-Волынского княжества по миниатюрам рукописей.
5. Архитектура и изобразительное искусство Великого Новгорода. Вторая половина XII – первая треть XIII вв.
Особенности политического, административного и церковного устройства Древнего Новгорода. Территория Великого Новгорода. Князья, церковные владыки и боярство в качестве заказчиков храмов и икон. Новгородское зодчество середины XII – первой трети XIII в. Формирование одноглавого четырехстолпного храма как ведущего типа монастырской и городской церкви. Особенности объемно-пространственной композиции. Характер пространства интерьера. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1140-е), собор Иоанновского монастыря (1140-е) в Пскове, церковь Георгия (1160-е) в Старой Ладоге, церковь Благовещения в Аркажах (1179), церковь Петра и Павла на Синичьей горе (конец XII в.), церковь Спаса на Нередице (1198), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207). Деятельность смоленской строительной артели и формирование нового типа храма с трехлопастным завершением фасадов. Церковь Рождества Богородицы в Перыни (1220-е). Новгородские фрески второй половины XII в. как вариант позднекомниновского искусства, их иконографическое своеобразие. Новые принципы системы храмовой декорации, «ковровый стиль» (В.Н.Лазарев). Программные основы и стиль росписей. Принцип линейной стилизации. Варианты «динамичного» стиля (Деисус в Мартириевской паперти Софийского собора, Спасский собор Мирожского монастыря, церковь Георгия в Старой Ладоге, церковь Благовещения в Аркажах, церковь Спаса на Нередице).
6. Архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества и среднерусских земель. Середина XII – первая треть XIII в.
Понятие среднерусских или залесских земель. Формирование нового великокняжеского центра во Владимиро-Суздальских землях при Андрее Боголюбском и культ Богоматери. Роль византийской иконы Богоматери Владимирской в судьбах северо-востока Руси по русским летописям. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальского княжества. Типология, объемно-пространственная композиция, архитектурный декор, стилистические особенности, романские элементы. Строительство времени Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Георгия Всеволодовича. Спасский собор в Переславле-Залесском (1152), церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152), Успенский собор во Владимире (1158-1160), Золотые ворота (1164), собор и дворец в Боголюбове (1158-1165), церковь Покрова на Нерли (1165), обстройка Успенского собора во Владимире (1185-1189), Дмитриевский собор во Владимире (1195-1196), собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234). Монументальная живопись, традиции и своеобразие (фрески церкви Бориса и Глеба, Дмитриевского собора, Рождественского собора). Монументальная пластика на фасадах и в интерьерах Владимиро-Суздальских храмов. Рельефы церкви Покрова, Дмитриевского собора и Георгиевской церкви: иконография и стиль. Суздальские Златые врата. Типология, иконография, стиль, техника. Проблема датировки.
7. Искусство периода полицентричности древней Руси. Вторая половина XII – XIII вв. Иконопись
Формирование представления о национальных новгородских святынях. Роль иконы в гражданской и военной жизни Новгорода. Предания об иконах. Новгородская чудотворная икона Богоматери Знамение и св. Петр и Наталия на обороте (1130-40-е). Икона Спаса Нерукотворного и Поклонение Кресту на обороте (вторая половина XII в.). Художественные особенности новгородских икон и позднекомниновский стиль. Икона Богоматери Умиления из Успенского собора Московского Кремля и Богоматерь Умиление (ГРМ) Формирование новгородской типологии образа (Никола со святыми на полях, конец XII в., ГТГ, Никола со святыми на полях, начало XIII в., ГРМ). Образованность, идеология и эстетика на рубеже XII-XIII в. и ее отражение в новгородской иконе (Успение, Богоматерь Белозерская, Ангел Златые власы, Икона Богоматерь Знамение со св. мученицей на обороте). Древнейшие иконы Владимиро-Суздальского княжества. Стилистическая и идеологическая ориентация владимиро-суздальских икон (Богоматерь Боголюбская). Спас Златые власы. Столичная Константинопольская традиция и связи с Киевом в искусстве Владимиро-Суздальского княжества (Эммануильский чин, Деисус, Дмитрий Солунский, Богоматерь Великая Панагия, Явление Архангела Михаила Иисусу Навину). Северо-восточные и южнорусские земли после татарского нашествия. Восстановление разрушенных городов и роль церкви в возобновлении культурной жизни. Деятельность ростовского архиепископа Кирилла. Киевские митрополиты Кирилл и Максим и их значение для политического и культурного развития Северо-восточной Руси. Южнорусские традиции в литературе и искусстве среднерусских земель. Житие Александра Невского, Слово о погибели русской земли, икона Богоматери Максимовской, Свенская-Печерская икона Богоматери. Ростов как столица епархии и работа владычных художественных мастерских. Два стилистических течения в искусстве XIII в. Формирование новой художественной выразительности в искусстве местных центров. Представление о пространстве, композиции и колорите. Изобразительное и декоративное, классическое и почвенное в иконах XIII в. Стилистические особенности икон Ростова (Спас Вседержитель из с. Гавшинка, Богоматерь Страстная, Собор Архангелов, Свв. Евстафий и Фекла, Богоматерь Толгская-Подкубенская), Ярославля (Спас Вседержитель, Богоматерь Толгская на престоле, Архангел Михаил, Святая на обороте иконы Богоматери Феодоровской, Спас Нерукотворный ), Новгорода (Апостолы Петр и Павел, Свв. Борис и Глеб). Понятие «школа» по отношению к древнерусскому искусству.
8. Искусство Московского княжества в XIV в.
Возвышение Москвы в начале XIV в. Переезд в Москву Киевских митрополитов и их влияние на художественную жизнь (работы митрополичьих мастеров). Строительная деятельность и украшение храмов при Иване Калите по письменным источникам и данным археологии: Успенский собор (1327), церковь Иоанна Лествичника (1329), церковь Спаса на Бору (1330), собор Архангела Михаила (1333), собор Богоявленского монастыря (1340). Работа в Москве греческих и русских иконописцев. Митрополит Феогност и вторая волна византийского влияния. Иконы из Успенского собора Московского Кремля (Спас Оплечный, Спас Ярое око, Троица, двусторонняя икона Богоматерь Одигитрия с Георгием (XI в.) на обороте). Стиль икон среднерусских земель рубежа XIII- первой трети XIVвв. (Богоматерь Одигитрия из Рязани, Богоматерь Подкубенская, икона Толгской Богоматери II, Толгской Богоматери III, свт. Николай) Почитание первых русских святых как идейная основа консолидации русских земель (иконы Бориса и Глеба, Бориса и Глеба в житии, Бориса и Глеба на конях). Культура Москвы при митрополите Алексее и Дмитрии Донском. Прп. Сергий Радонежский и его влияние на духовную, культурную и политическую жизнь Руси. Монашеские идеалы в русской культуре второй половины XIV в. Стилистическое многообразие иконописи среднерусских княжеств во второй половине XIV в. (Житийная икона св. Николы из Николо-Угрешского монастыря, двусторонняя икона Богоматери Одигитрии и Спаса из Покровского монастыря в Суздале, Сошествие во ад из Коломны, Спас Нерукотворный из села Новое, св. Никола «келейная» икона прп. Сергия). Художественное оформление рукописей XIV в. Миниатюры Феодоровского Евангелия (1321-1327). Сийское Евангелие (1339). Киевская Псалтирь (1397), Переяславское Евангелие конца XIV – начала XV в.
9. Феофан Грек. Творчество и школа
Творческая биография мастера. Черты ренессансной культуры в литературном портрете художника (письмо Епифания Премудрого). Идейная основа творчества Феофана Грека. Византийский исихазм и русская художественная культура. Фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде (1378) – единственное сохранившееся достоверное произведение Феофана Грека. Программа росписи и стиль. Проблема колорита. Росписи и иконы Феофана Грека по письменным источникам. Проблемы атрибуции произведений. Понятие «школы Феофана Грека». Московская иконопись времени Феофана Грека. Иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля. Икона Донской Богоматери. Икона Иоанна Предтечи-Ангела пустыни. Иконы византинизирующего направления круга Феофана Грека. Преображение из Переславля-Залесского. Икона Архангела Михаила в деянии из Архангельского собора Московского Кремля. Апостолы Петр и Павел из Успенского собора. Московская книжная миниатюра времени Феофана Грека. Евангелие Федора Кошки (1392). Типология и стиль инициалов.
10. Зодчество и изобразительное искусство Великого Новгорода. Конец XIII- XIV вв.
Каменное строительство второй половины XIII в. по письменным источникам. Деятельность новгородского архиепископа Климента. Новгородская церковь Николы на Липне (1292) и вопрос романо-готических связей. Строительство в Новгороде в первой половине – середине XIV в. Типология, внутреннее пространство и внешний декор храмов. Церковь Спаса на Ковалеве (1345), церковь Успения на Волотове (1352). Художественная жизнь Новгорода второй половины XIV в. Развитие архитектурного стиля. Характер внутреннего пространства. Усложнение наружного декора. Церковь Феодора Стратилата на Ручью (1360-1361), церковь Спаса на Ильине (1374), церковь Рождества на кладбище (1382). Проблемы реставрации храмов, разрушенных во время Великой Отечественной войны. Фрески второй половины XIII - XIV вв. Программа росписи и стиль церкви Николы на Липне. Первый слой росписи церкви Успения на Волотовом поле. Контакты с Византией. Росписи церкви Успения на Волотовом поле (1363). Программа росписи, стиль, реставрация ансамбля. Проблемы датировки. Работа в Новгороде в последней четверти XIV в. нескольких артелей художников-монументалистов. Стилистические направления в монументальной живописи Новгорода последних десятилетий XIV в. и вопрос о «школе» Феофана Грека. Балканские традиции в новгородском искусстве. Росписи церкви Федора Стратилата на Ручью (1380-е), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества Христова на Красном поле (1390-е). Новгородская иконопись второй половины XIII в. Местные черты и домонгольские традиции (Иоанн Лествичник, Георгий и Власий; Спас на престоле; Никола Липный). Икона свв. Бориса и Глеба из Зверина монастыря. Народные традиции в новгородском искусстве XIV в. Стилистические особенности. Иконы «Чудо Георгия о змие» с житием Георгия, Сошествие во ад из Тихвина, Никола с житием из Озерева. Особенности адаптации позднепалеологовского стиля в новгородской иконописи. Благовещение с Федором Тироном, Борис и Глеб на конях, Покров из Зверина монастыря, Рождество Богородицы.
11. Зодчество и изобразительное искусство Пскова XIII-XIV вв. Живопись Твери XIV- XV в.
Политическое, административное и церковное устройство Древнего Пскова. Взаимоотношения с Новгородом и особенности псковской духовной культуры. Псковская архитектура и монументальная живопись в первой половине – середине XIV в. Взаимосвязь новгородских и псковских традиций. Рождественский собор Снетогорского монастыря (1311), церковь Михаила и Гавриила Архангелов (1339), церковь Николы в Изборске (1330-е). Псковское зодчество второй половины XIV в. Формирование архитектурной школы. Перестройка Троицкого собора в 1365-1367 гг. Храмы Довмонтова города. Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313). Программа росписи и стиль. Вопрос о первоначальном колорите. Черты художественного своеобразия псковского искусства. Литературность и особенности иконографических программ . Фрески церквей Довмонтова города. Классическое и динамическое в искусстве Пскова. Псковские иконы XIII в. (Богоматерь Одигитрия, Успение, Илья пророк в житии). Проблема датировок псковских икон XIV в. Елеазаровский Спас, св. Никола в житии из Виделебья, Крещение. Своеобразие колорита псковских икон. Икона Бориса и Глеба из Большого Загорья.
12. Искусство великокняжеской Москвы в XV в.
Раннемосковское зодчество. Переосмысление традиций Владимиро-суздальской архитектуры в московском зодчестве первой трети XV в. Конструктивные особенности и объемно-пространственная композиция. Наружный декор. Церковь Рождества Богородицы на сенях в Московском Кремле (1393-1394 ). Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок.1400), собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405-1407), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1427). Особенности сводов и венчающей части. Материалы и техника. Международное значение Москвы во второй половине XV в. Перестройка Московского Кремля при Иване III. Аристотель Фиораванти. Успенский собор (1479): история строительства, типология, иконография, техника. Работы итальянских зодчих. Грановитая палата. Великокняжеский дворец по данным археологии. Работы псковских мастеров: Благовещенский собор (1489) и церковь Ризположения (1485) в Московском Кремле. Иконопись Москвы первой половины XV в. Богоматерь Одигитрия (1397). Св. Троица (СХИАМЗ), иконы Богоматери Владимирской начала XV в. Иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире. Мастер Дионисий Глушицкий. Икона преп. Кирилла Белозерского (1424?), Страшный суд из Успенского собора Московского Кремля. Иконы из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
13. Андрей Рублев. Творчество и школа
Творческая биография художника по письменным источникам. Проблемы изучения. Андрей Рублев и духовное наследие преподобного Сергия Радонежского. Творчество Андрея Рублева и сложение стиля русской иконописи XV в. Оценка творчества Андрея Рублева Стоглавым собором 1551 г. Художественный язык произведений Андрея Рублева, отношение к классическому искусству. Эллинистические основы и спиритуалистический характер иконописи Рублева. Летописное известие о росписи Благовещенского собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым и проблема атрибуции праздничного ряда иконостаса. Росписи Успенского собора во Владимире (1508): сохранившиеся фрески, программа, иконография, стиль, проблема авторства Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас Успенского собора во Владимире: проблемы атрибуции. Фрески собора Успения на Городке в Звенигороде (1400). Иконы Звенигородского чина. Проблемы атрибуции. Роспись Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: состав, иконография, стиль. Икона «Св. Троица»: иконография, стиль датировка, история реставрации и изучения. Последняя работа Андрея Рублева – роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Миниатюры Евангелия Хитрово (ок. 1399): истоки стиля Андрея Рублева и проблемы атрибуции. Значение Андрея Рублева в русской культуре и мировом изобразительном искусстве. Понятие «школы Андрея Рублева».
14. Дионисий. Творчество. Ученики и последователи
Биография художника. Дионисий и преподобный Иосиф Волоцкий. «Послание иконописцу» о смысле и характере работы живописца. Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. и ее значение для изучения творчества Дионисия. Отношение Дионисия к наследию Андрея Рублева и формирование нового стиля. Первые работы: рассказ о росписи собора Пафнутиево-Боровского монастыря в Житии прп. Пафнутия. Создание иконостаса и роспись алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (Алексей человек Божий). Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Принцип единства архитектурных форм и живописного декора. Программа, иконография, стиль. Литургические темы в творчестве Дионисия. Образ Богоматери в творчестве Дионисия. Характер пространства, роль линии, особенности колорита в искусстве Дионисия. Икона Богоматери Одигитрии из Вознесенского монастыря (1482). Житийные иконы митрополитов Петра и Алексея из Успенского собора Московского Кремля. Проблема датировки. Белозерский период творчества. Иконостас Павлова-Обнорского монастыря. Деисусный чин. Распятие. Уверение Фомы. Иконографические схемы и композиционное построение. Иконостас Ферапонтовского собора. Проблемы атрибуции. «Сошествие во ад». Богоматерь Одигитрия. Житийная икона Дмитрия Прилуцкого. Иконы «О Тебе радуется» и «Апокалипсис» из Успенского собора. Школа Дионисия. Проблемы атрибуции. Иконы «Прп. Сергий Радонежский в житии», «Св. Георгий в житии» из Дмитрова. Кирилл Белозерский в житии. Значение творчества Дионисия для художественной культуры XVI века.
15. Искусство Новгорода и Пскова XV в.
Новгород. Традиционализм и копирование образцов в архитектуре XV в. Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406). Строительство времени архиепископа Евфимия II. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1454), церковь Ильи на Славне (1455), церковь Успения на Торгу (1458), церковь Воскресенского монастыря на Мячине (1463), церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1455), церковь Дмитрия Солунского на Славкове улице (1462), церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре (1467). Владычный двор: Евфимиева часозвоня, Грановитая палата, церковь Сергия. Монументальная живопись Новгорода. Фрески церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря (1400). Фрески церкви Сергия Радонежского (1463) на Владычном дворе. Фрески церкви Симеона Богоприимца (1467). Формирование художественного языка новгородской иконы в XV в. Деисусный чин мастера Аарона. Праздничные иконы из ц. Успения на Волотовом поле, «Четырехчастная» икона, иконы избранных святых. Идеальное и историческое в новгородской иконе: «Чудо от иконы Знамение» и «Молящиеся новгородцы».
Псков. Особенности псковской архитектуры XV в., конструктивные элементы и художественная выразительность. Проблема датировок церквей Довмонтова города. Церковь Успения в Мелетове (1462), церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (1463), церковь Георгия со Взвоза (1494). Работы псковичей в Москве. Фрески церкви Успения в Мелетове (1465). Особенности иконографической программы и стиль. Расцвет псковской иконописи, типология и выразительность, живописные приемы и идейное содержание, литературная основа иконографии. Иконы «варваринского» мастера «Параскева, Варвара и Ульяна», «Собор Богородицы» (ГТГ), Икона Рождества Богородицы (ГТГ), иконы деисусного чина из церкви Успения «с пароменья» (Псковский музей), «Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий» (ГТГ), икона «Деисус» (НГОМЗ), Богоматерь Любятовская, Сошествие во ад (ГРМ).
16. Искусство времени Василия III (1505-1533)
Положение Русской державы в мире после падения Византии. Русское государство – единственное независимое православное государство. Формирование русской самодержавной идеологии. Образование централизованного государства. Русская культура в первой трети XVI в. Прп. Максим Грек и его переводческая и литературная деятельность. Сложение общерусского стиля в искусстве. Развитие Московского зодчества, работы итальянских мастеров, влияние иконографических образцов. Алевиз Новый. Архангельский собор Московского Кремля (1505-1508). Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ок. 1509-1510). Бон Фрязин. Церковь Иоанна Лествичника (1505-1508). Церковь Рождества в Юркине (1504). Основные формы московской архитектуры начала XVI в. и их распространение в городском и монастырском зодчестве государства. Успенский собор Ростова Великого. Преображенский собор новгородского Хутынского монастыря. Успенский собор Тихвинского монастыря. Троицкий (Покровский) собор Александровой слободы (проблемы датировки). Собор Покровского монастыря в Суздале. Собор Спасского монастыря в Ярославле. Проблема возникновения шатровой архитектуры. Петрок Малой. Церковь Вознесения в Коломенском (1532). Основные направления в московской живописи первой трети XVI в. Дионисиевские и не-дионисиевские традиции в искусстве. Богоматерь Одигитрия из Успенского собора Дмитрова, деисусный чин Корнилиева-Комельского монастыря, иконы из иконостаса Спасского собора Ярославля. Книжная миниатюра первой трети XVI в. Евангелие Феодосия (1507), Евангелие Исаака Бирева (1531). Иконы Новгорода и Пскова: местные черты и взаимные влияния. Храмовая икона Феодора Стратилата в житии из новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, Покров Богородицы (1530-е), иконостас Рождественского придела Софийского собора (1530-1540-е), псковские иконы начала XVI в.
17. Искусство эпохи царя Ивана IV Грозного (1533-1584)
Иван Грозный. Личность и образ в истории. Венчание на царство Ивана IV в 1547 г. Завоевание Казани. Государственное и церковное строительство. Московское зодчество середины XVI в. Ордерные элементы в архитектурном декоре. Формирование типа многопрестольного храма. Храм Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) (1555-1561). Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря (1558-1566). Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-1570-ее). Церковь Преображения в Острове (1560-е). Митрополит Макарий и его роль в русской истории и культуре. Расцвет художественной деятельности в Новгороде в период архиепископства Макария (1526-1542). Идеологическая программа художественных произведений середины XVI в. Росписи Золотой палаты (не сохранились). Фрески Благовещенского собора Московского кремля. Фрески Успенского собора Свияжского монастыря. Росписи Покровской (Троицкой) церкви Александровой слободы Фрески Спасо-Преображенского собора Ярославля. Стоглавый собор 1551 г. об иконописцах и иконописании. Иконописные работы в Кремле после Большого Московского пожара 1547 г. Работы псковских и новгородских мастеров в Москве. «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля: иконографическая программа и стиль. Дело дьяка Висковатого. Икона «Благословенно воинство небесного царя», ее литературная основа и живописная композиция. Черты стиля московской иконы середины XVI в. и их генезис. Иконографические новации в иконописи XVI в. Развитие типа икон с клеймами жития, деяний и икон со сказанием о чудотворном образе в искусстве XVI в. (Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких, Московская икона второй половины XVI в. Надгробная икона Василия III из Архангельского собора. «Суровый стиль» в искусстве второй половины грозненской эпохи (икона Иоанн Предтеча Ангел пустыни, Богоматерь Владимирская-Волоколамская). Книжная миниатюра. Лицевой летописный свод. Житие Николы.
18. Искусство годуновской эпохи. Царствование Феодора Иоанновича (1584-1598) и Бориса Годунова (1598-1605)
Культура Руси времени царствования Феодора Иоанновича и правления Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Храмовое строительство 1584-1598 гг. и моление царя о чадородии. Вотчинное и монастырское строительство Годуновых. Типология храмов. Особенности объемно-пространственного построения и итальянизирующие мотивы в декоре храмов годуновской эпохи. Государев мастер Федор Конь. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1588). Рождественский собор Пафнутьева-Боровского монастыря (1586). Собор Донского монастыря (1591-1593). Церковь Троицы в Хорошеве (ок.1598). Троицкий собор Герасимо-Болдина Дорогобужского монастыря (1586-1591). Церковь Смоленской Богоматери в Кушалине (1590-е). Церковь Рождества в Беседах(1580-1590-е). Церковь Богоявления в Красном (1592). Церковь Троицы в Вяземах (кон. XVI в.). Образ Священного града в архитектурном замысле Святого Святых Бориса Годунова. Монументальная живопись годуновской эпохи. Фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фрески церкви Троицы в Вяземах. Фрески Благовещенского собора Сольвычегодска. Иконы конца XVI в. Понятие «годуновских» и «строгановских» писем. Прокопий Чирин. Эстетика стиля иконной миниатюры. Появление пейзажа в русской иконописи. Книжная миниатюра конца XVI в. Годуновские Псалтири. Годуновское Евангелие. Житие Сергия Радонежского.
19. Русское искусство позднего Средневековья и раннего Нового времени. XVII в. Царствования Михаила Федоровича Романова (1613-1645)
Смутное время. Избрание на царство Михаила Романова. Патриарх Филарет Никитич. Традиции зодчества конца XVI в. архитектуре 1620-х гг. Церковь Николы Надеина в Ярославле (1620-1622). Церковь Покрова в Рубцове (1619-1627). Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628). Церковь Покрова в Медведкове (1635). Казанский собор на Красной площади (1636). Церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря (1637). Церковь Троицы в Никитниках (1628-1653). Теремной дворец (1635-1636). Монументальная живопись 1640-х годов. Роспись церкви Николы Надеина. Восстановительные работы в Московском Кремле - роспись Успенского собора. Принципы организации работы художников. Роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Роспись церкви Ризположения в Московском Кремле. «Строгановский стиль» и иконопись времени царя Михаила Федоровича. Ведущие художники и основные произведения. Иконостас церкви Ризположения. Подписные иконы, авторство и оценка качества иконописи, организация труда иконописца и развитие ремесленных приемов.
20. Русское искусство позднего средневековья и раннего Нового времени. Царствования Алексея Михайловича Романова (1645 - 1676) и последних десятилетий XVII в.
Царь Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон. Идеология московского царства. Россия и православный Восток. Строительство по царскому заказу. Типология храмов. Ориентация на образцы. Казанская церковь в Коломенском (1649—1653). Троицкий собор Макариева Желтоводского монастыря (1664). Монастырское строительство патриарха Никона. Идейные и художественные образцы. Собор Иверского Валдайского монастыря (1656). Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685). Крестовоздвиженский собор на Кий-острове (1660). Строительство в Ростове, Москве, городах Поволжья в середине - второй половине XVII в. Типы храмов, конструктивные особенности, характер архитектурного декора. Авраамиев монастырь и Митрополичий двор в Ростове при митрополите Ионе Сысоевиче. Церковь Рождества в Путинках в Москве (1649-1652). Церковь Успения в Гончарах (1654). Церковь Николы на Берсеневке (1657). Церковь Троицы в Останкине (1678). Церковь Николы в Хамовниках (1679). Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650). Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654). Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (11671-1687). Церковь Воскресения на Дебре в Костроме (1650-1652). Воскресенский собор в Тутаеве (1652-1670). Зодчество последних десятилетий XVII в. «Нарышкинский стиль». Церковь Покрова в Филях (1690-1694). Церковь в Троице-Лыково (1698-1703). Церковь Спаса в Уборах (1694-1697). Церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704). Монументальная живопись середины-второй половины XVII в. Стиль и иконографические образцы. Влияние западноевропейской гравюры на формирование нового стиля. Росписи церкви Троицы в Никитниках. Фрески Ростова и Ярославля второй половины XVII в. (церковь Спаса «на сенях» в Ростовском Кремле, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле). Реформы патриарха Никона и их отражение на иконописании в России. Мастера Оружейной палаты. Понятие «живоподобия». Теоретические трактаты об иконописании (Иосиф Владимиров). Симон Ушаков – художник нового типа. Отношение к исторической достоверности и реализму в иконном образе. Иконы Симона Ушакова: Спас Нерукотворный, Троица, Богоматерь Киккская, «Древо государства Российского». Ученики и последователи Симона Ушакова и их влияние на развитие реалистического направления в иконописи. Многообразие художественных направлений в иконописи XVII в. Творчество Федора Зубова и Семена Спиридонова Холмогорца. Иконопись конца XVII в. Тихон Филатьев. Кирилл Уланов. Карп Золотарев.
Преподаватели
Лектор
Нина Валериевна Квливидзе
Кандидат искусствоведения
Доцент кафедры Истории русского искусства Российского государственного гуманитарного университета
Заведующая и профессор кафедры Истории и теории церковного искусства Московской духовной академии.
Ведущий вебинара
Ирина Михайловна Зубренко
Старший преподаватель и научный сотрудник кафедры Истории и теории церковного искусства Московской духовной академии.
Что вы узнаете
Сведения о памятниках древнерусского искусства
В результате прохождения онлайн-курса приобретете знания о стилистических особенностях памятников архитектуры и изобразительного искусства различных исторических периодов и художественных центров Древней Руси
Познакомитесь с творчеством выдающихся мастеров и характером культуры средневековья
Получите навыки профессионального описания и анализа произведений, овладеете основами научной методологии изучения истории древнерусского искусства
Начать обучение

